Форум » Любимые поэты » Краткие исторические справки » Ответить

Краткие исторические справки

nastyomik: Здесь будут размещены краткие биографии и интересные факты о наших любимых поэтах.

Ответов - 5

nastyomik: Федор Сологуб — один из интереснейших прозаиков и поэтов начала XX столетия. Уже одна сухая биография его достаточно необычна для своего времени. 1863 год — 17 февраля в бедной семье в Петербурге родился отрок Федор. Отец его — портной-ремесленник, родом из Полтавской губернии, скончался от чахотки через четыре года после рождения сына. Мать — крестьянка Петербургской губернии, пыталась держать прачечную, затем до 1882 года служила прислугой в барском доме, в интеллигентной семье, интересующейся театром и музыкой. Умерла в 1894 году. 1871-1882 годы — учится и оканчивает сначала приходскую школу, затем уездное училище и наконец Учительский институт. Направлен после института в городок Крестцы Новгородской губернии. 1882-1892 — годы учительствования в провинциальных русских городах — Крестцы, Великие Луки, Вытегра. Пишет стихи и лирический дневник. 1883 год — начат роман “Тяжелые сны”. 1884 год — стихотворение “Лисица и еж” опубликовано в петербургском журнале “Весна”. 1892 год — переезжает в Петербург. Здесь знакомится с вождями символизма Д.Мережковским. и Н.Минским. Начинает сотрудничать в журнале “Северный вестник”, в редакции которого и родился его псевдоним — Сологуб. В “Северном вестнике” опубликован первый рассказ Ф.Сологуба “Тени”. Начат роман “Мелкий бес”. 1895 год — ромац “Тяжелые сны” печатается в “Северном вестнике”. 1905 год — в журнале “Вопросы жизни” выходит роман “Мелкий бес”, законченный Ф.Сологубом в 1902 году. Автор становится всероссийской знаменитостью. 1906 год — во многих журналах и газетах появляются сатирические стихи и “политические сказочки” Ф.Сологуба. 1907 год — после двадцати пяти лет работы в школе Ф.Сологуб выходит в отставку. Начинает писать роман “Капли крови” /“Навьи чары”/ — первый роман тетралогии “Творимая легенда”, публикуемый в альманахе “Шиповник”. Рассказы, стихи, пьесы Ф.Сологуба постоянно печатаются в столичных и провинциальных журналах, альманахах, газетах. 1913-1914 годы — в петербургском издательстве “Сирии” выходит 20-томное собрание сочинений Федора Сологуба — романы, рассказы, стихи, драмы, сказочки и статьи. 1917 год — в неопубликованной статье “Что делать?” Федор Сологуб писал о революционных преобразованиях в России: “Я поверил бы в издыхание старого мира, если бы изменилась не только форма правления, не только строй внешней жизни, но и строй души. А этого как раз и нет нигде и ни в ком”. Увы, “строй души” изменится в скором времени — да еще как! Положено начало формированию огосударствленной души, что противно настоящему художнику — будь он реалист, символист или футурист. 1921 год — Ф.Сологуб обращается к Ленину с просьбой о выезде за границу. Но после того, как его жена, А.Н.Чеботаревская, покончила с собой, бросившись в Неву, Сологуб остается в Петрограде. 1926 год — Федор Сологуб избран председателем Союза ленинградских писателей, как признанный литературный авторитет. 1927 год — в декабре писатель скончался от “декабрита” — болезни, предсказанной им самим в стихотворении 13-го года: “Тьма меня погубит в декабре. В декабре я перестану жить”. Федор Кузьмич Тетерников один из немногих русских писателей, взявших литературный псевдоним. Его маска выглядит так — Сологуб. Родился он в крестьянской семье. Окончив Учительский институт, преподавал в провинциальных школах. Затем получил место учителя математики в Петербурге. В 1895 году в журнале “Северный вестник” был опубликован первый роман Федора Сологуба “Тяжелые сны”. При жизни писателя в издательства “Шиповник” и “Сирин” вышли двенадцатитомные собрания сочинений — сборники стихов, рассказов, романы, пьесы. Двадцатитомное собрание не было завершено. К концу первого десятилетия нашего века Федор Сологуб — мэтр декадентских салонов. Октябрьская революция далеко не порадовала писателя. Хотя Россию он не покинул. В двадцатые годы еще было издано несколько книг его стихов. Федор Сологуб успел умереть своей смертью. Похоронен он на Смоленском кладбище в Петербурге неподалеку от могилы Александра Блока.

nastyomik: Федор Сологуб — страдающий домовой русской литературы. Или он леший не в своей, как говорится, тарелке? Так и слышишь печальные его стоны. То в сенях, то за печкой, то в подполе. Зла-то он, конечно, не причинит. Да какую тоску наводит! Мастер тоски! Точнее — народный умелец. Серый, пасмурный да ненастный Сологуб. Осенний — круглый год. И это еще мягко сказано. Смерть царствует в прозе Сологуба. На пороге стоит. Желанный выход из нашего нелепого, дикого мира — смерть. Правда, вокруг-то — оборотни, зеленые лица, желтые клыки. Злобные взгляды, язвительные речи. Маленькие оловянные глазки и кривые в большинстве своем ноги. Свирепые сатанинские хари. Шустрые недотыкомки. Вот так мирок! Прочь из него и скорее — мочи нет крест нести. И трезвая рождается мысль. О, Господи, да ведь живем в аду — не иначе! Куда ни глянь, — сокрытые демоны. И долгий-долгий век страдают наши грешные души, дожидаясь переселения в лучший мир. Да, содрогаешься, пожалуй, читая Федора Сологуба... Но вдруг проскользнет в его зловещей, мрачной и вроде бы натуральной реальности некая декоративность. Точно — что-то театральное. Даже будто бы подмостки, кулисы, грим... Сейчас закроется занавес, и сердце успокоится. Похоже, что все это игра. Театр ужаса? Нет, не то чтобы отважный Сологуб задался игривой целью насмерть испугать читателя, — ему и самому страшно до дрожи. Как ребенку, слушающему на ночь жуткую сказку про ведьм, упырей и покойников. Страшно, а хочется еще! Еще страшней — до обмирания сердца. Создавая новую чудовищную реальность, адский мир, Сологуб, похоже, одолевает врожденный страх перед жизнью. В его творчестве — гипербола зла. Сологуб добивается кристаллического выпадения зла в осадок. И смелее глядит окрест — упорхнул сладкий сновидческий ужас, душе легче, страх пережит. Осталось лишь чучело страха. Мумифицировался ужас. “Хоть бы еще походить по этой земле”, — молвил, говорят, писатель перед смертью. Значит, и ад нам мил! Больно с ним расставаться. Но каково же тогда в раю?! Странно и кажется необъяснимым, но на рубеже веков в России, независимо от социального устройства, наступает роковое смутное время. Войны. Казни. Революции. Бунты. И ободряются в такую пору мистические воззрения, оккультные науки. Все пытаются заглянуть за некую ирреальную черту. Страшно жить в смутное время. И хочется страх преодолеть. Почитайте 'Федора Сологуба. В его страшных “сказках”, как водится, и ложь, и намек, и урок. А бытие его в этом мире пришлось на очень смутное время — с 1863 по 1927 годы. Окончив Учительский институт, Федор Сологуб двадцать пять лет прослужил в уездных, а затем и в петербургской школах. Недаром герои большинства его произведений — романов и рассказов — учителя. Современному читателю наиболее, пожалуй, известен господин Передонов из “Мелкого беса” — романа, принесшего в свое время громкую славу Федору Сологубу и несколько раз издававшегося в советский период. Имя Передонова, “передоновщина” стали понятием нарицательным, определяющим все косное, человеконенавистническое. Советское литературоведение последовательно и непременно относило это понятие только к социальной области, имея в виду очередной показ “свинцовых мерзостей жизни” дореволюционной России. Но в целом такая трактовка творчества Федора Сологуба, как, впрочем, и любого большого художника, крайне однобока. Настоящий писатель всегда не помещается в рамки каких бы то ни было “измов” — будь то критический реализм, символизм или соцреализм. Сологуб, много размышлявший о смерти, верил, что человек в ином мире, после смерти, проходит ряд превращений по ступеням, восходящим к искомому совершенству. То есть идеи реанкарнации, метемпсихоза не были чужды миросозерцанию, философским воззрениям писателя. Интересно именно с этих позиций взглянуть на героев произведений Сологуба. В романе “Капли крови” (“Навьи чары”), публикуемом впервые за последние семьдесят лет, появляется еще один учитель — педагог, поэт и “маг” — Триродов. Литературоведческая традиция считает Триродова эдаким анти-Передоновым. “В его писаниях, — замечал Корней Чуковский о Федоре Сологубе, — вечная, в сущности, схватка Триродова и Передонова, этих двух мировых начал, единственных, которые известны ему, — и странно следить, с каким однообразием во всех своих драмах, трагедиях, притчах, новеллах, стихах, рассказах, статьях и сказках, на тысяче арен под тысячью личин, Сологуб изображает все тот же, все тот же турнир, все тех же непримиримых противников”. Это, бесспорно, тонкое наблюдение, к которому, правда, хочется еще кое-что присовокупить. Вполне вероятно, что эти “турнирные бойцы” — Передонов и Триродов — есть по. сути дела, по глобальному замыслу Сологуба, одно лицо, одна душа, прошедшая ряд превращений — медленно, мучительно, от воплощения к воплощению, движущаяся к некоему идеалу, к божественной сути. Сама фамилия Триродов указывает на число этих воплощений. То есть это как бы третье рождение, третье воплощение души Передонова на грешной нашей земле. И тут очевиден поступательный процесс. Душа воспитывается, изживая зло! Может быть, именно такова основная идея всего творчества Федора Сологуба. Не социальные преобразования, не бунты, восстания и революции принесут миру спасение и счастье, но трудная, долгая работа души — революция духа, подготовленная тысячелетиями человеческих жизней. Как тут не вспомнить иначе выраженные, но чрезвычайно близкие по сути идеи Льва Толстого и Николая Бердяева о насильственном осчастливливании человечества, которое всегда порождает лишь большее зло. Опираясь на горький опыт нашей страны, пожалуй, можно сказать, что социальные революции, какие бы светлые идеалы они ни имели, лишь тормозят процесс воспитания души, процесс ее духовного развития — для нее губительно любое насилие во имя любых самых прекрасных целей. 1917 год в нашей стране сломал очень многое. Прервалась, осталась незавершенной творческая жизнь Федора Сологуба — после октябрьского переворота писатель практически не создал ничего равноценного ранее написанным произведениям. Таким образом, Триродов из “Капель крови” является как бы последним воплощением души интеллигентного русского человека. И весьма символично, что из России волею Сологуба он переносится на Балеарские острова — не предвидение ли это исхода русских людей со своей родины? В пору формирования нового советского человека триродовы оказались никчемным материалом, хламом, который строители новом жизни выбрасывали “за борт”. Сам же Федор Сологуб еще десять лет нес свой крест, с удивлением взирая на метаморфозы общественной жизни. И в заключение этого небольшого вступления к книге читателю, возможно, будет интересно узнать о впечатлении, которое Федор Сологуб производил на своих современников. “Сидит мешковато на кресле, нога на ногу, слегка потирает маленькие, очень белые руки. Лысая голова, темя слегка заостренное, крышей, вокруг лысины — седина. Лицо чуть мучнистое, чуть одутловатое. На левой щеке, возле носа с легкой горбинкой, — большая белая бородавка. Рыжевато-седая борода клином, небольшая, и рыжевато-седые, висящие вниз усы. Пенсне на тонком шнурке, над переносицей складка, глаза полузакрыты. Когда Сологуб их открывает, их выражение можно бы передать вопросом: “А вы все еще существуете?” (Владислав Ходасевич, 1908 год). “Федор Навьич Сологуб, ныне славою несомый”. (Надпись под шаржем, 1907 год). “Из первых прочитанных книг совершенно исключительное впечатление произвели “Робинзон”, “Король Лир” и “Дон Кихот”. Не только .они были прочитаны множество раз, но буквально изучены, строка за строкою, а пьеса разыграна, конечно, одним действующим лицом. Можно сказать без преувеличения, что эти три книги были для Сологуба своего рода Евангелием”. (Из воспоминаний А.Чеботаревской, жены писателя). “Сологуб кощунствовал и славословил, проклинал и благословлял, воспевал грех и святость, был жесток и добр, призывал смерть и наслаждался жизнью. Ничто у него ничем не вытеснялось, противоречия в нем уживались мирно, потому что самая наличность их была частью его мировоззрения”. (Владислав Ходасевич). “Удивительно талантливый поэт”. (Максим Горький). “Его жалящие пародии на духовенство и власть были широко распространены в Петербурге”. (Андрей Белый). “Законный преемник Гоголя”. Рассказы Сологуба “должны быть оценены по справедливости”. (Александр Блок). “Как-то раз Сологуб сказал мне: — Я знаю точно, от чего умру. Я умру от декабрита. — Что это такое? — Декабрит — это болезнь, от которой умирают в декабре... И правда, он накликал на себя свой “декабрит”: в декабре двадцать седьмого года, прикованный к постели одышкою, в темном углу, за шкафом, он едва слышно выговаривает по слову... — О, если бы немного полегче вздохнуть! —выдавливает он с мукой. Глаза его потеряли всю стеклянную трезвость и горят, сарказм исчез, жизнь, жизнь трепетала в его тоске о легком дыхании. Он спорил, отчаянно, исступленно спорил с могилой. Страх смерти заслонил былой страх жизни, и, приближаясь к могиле, он словно оживал, и уже лицо его не напоминало адамовой головы, и ничего нельзя было в нем увидеть, кроме надежды, — быть, быть, быть!” (Константин Федин).

nastyomik: Родился Александр Александрович Блок в 1880 году 16 ноября по старому стилю. По происхождению, семейным и родственным связям , дружеским отношениям поэт, сам называвший себя в третьем лице «торжеством свободы», принадлежал к кругу старой русской интеллигенции, из поколения в поколения свято служившей науке и литературе. В 1889 году мать Блока вторично вышла замуж - за гвардейского офицера. Девятилетний Блок поселился с матерью и отчимом в Гpенадаpских казармах, расположенных на окраине Петербурга , на берегу Большой Невки. Тогда же Блока отдали в гимназию . В 1897 году , очутившись с матерью за границей , в немецком курортном городке Бад Наугейме , Блок пережил первую , но очень сильную юношескую влюбленность . Она оставила глубокий след в его поэзии . В 1898 году гимназия была окончена , и Блок «довольно безотчетно» поступил на юридический факультет петербургского университета . через три года , убедившись , что совершенно чужд юридической науке , он перевелся на славяно-pусское отделение истоpико-филологического факультета , которое окончил в 1906 году . Но в 1901 году театральные интересы уступили место интересам литературным . К тому времени Блок написал уже много стихов . Это - лирика любви и природы , полная неясных пpедчуствий , таинственных намеков и иносказаний. Молодой Блок погружается в изучение идеалистической философии , в частности творений древнегреческого философа Платона , учившего , что , кроме реального мира , есть еще некий «свеpхpеальный» , высший «мир идей» . Начиная с 1898 года Блок переживал на редкость сильное и глубокое чувство к девушке (Любовь Дмитриевне Менделеевой) , которая впоследствии стала его женой . В ноябре 1902 года между молодыми людьми произошло решительное объяснение , и они поженились , в августе 1903 года В это время Блок уже вступил в литературу , примкнув к символистам . Дебют его состоялся весной 1903 года - почти одновременно в петербургском журнале «Новый путь» и в московском альманахе «северные цветы» . Он устанавливает связи в символистском кругу и в Петербурге (с Д. Мережковским и З. Гиппиус) и в Москве (с В. Брюсовым) . Но особенно близким Блоку оказался образовавшийся тогда в Москве кружок молодых поклонников и последователей Вл. Соловьева , главную роль среди которых играл начинающий поэт, пpозаик, теоретик Андрей Белый . В этом кружке стихи Блока встретили восторженное признание . В конце 1904 года в символистском издательстве «гриф» вышла в свет первая книга Блока - «Стихи о прекрасной Даме» . В жизни поэта была не одна женщина. Большое влияние на его творчество оказала Любовь Дельмас и Н.Н. Волохова Стихотворение «Фабрика» , написанное в конце 1903 года , может рассматриваться как важная точка поворота на творческом пути Блока . Революция 1905 года произвела на него впечатление громадное , в сильной степени прояснила его идейное и художественное зрение . Он увидел активность народа , его волю к борьбе за свободу и счастье , в самом себе открыл «гражданина» , впервые ощутил присущее каждому истинному и честному художнику чувство кровной связи с народом и сознание общественной ответственности за свое писательское дело . Прежнее безразличие Блока к общественно - политическим событиям сменилось в 1905 году жадным интересом к происходящему . Он участвовал в революционных демонстрациях и однажды во главе одной из них нес красное знамя . События того времени отразились в целом ряде произведений Блока . Годы 1906-1908 были временем писательского роста и успеха Блока. Он становится профессиональным литератором , его имя приобретает уже довольно широкую известность . Одна за другой выходят книги Блока - сборники стихов «Нечаянная радость» (1907) , «Снежная маска» (1907) , «Земля в снегу» (1908) , сборник «лирические драмы» (1908) . В 1908 году была написана , в 1909 году опубликована большая драма Блока «Песня судьбы» (постановка ее на сцене не осуществилась) . В 1907 - 1908 годах определился глубокий разлад его почти со свей символистской литературой . Чем дальше , тем более настойчиво идет Блок своим путем . Из своих раздумий , сомнений и тревог он сделал решительные и окончательные выводы . В 1909 году он совершил интересное путешествие по Италии и Германии , результатом которого явился цикл «Итальянские стихи» - лучшее , что есть в русской поэзии об Италии . В 1911 году он снова путешествовал по Европе (Париж , Бретань , Бельгия , Голландия , Берлин ) , В 1913 году - в третий раз (Париж и Бискайском побережье Атлантического океана ). Летом 1916 года он был призван в действующую армию и служил в инженеpно-стpоительной дружине , сооружавшей полевые укрепления в прифронтовой полосе , в районе Пинских болот . Здесь застала его весть о свержении сомодеpжавия В мае 1917 года , Блок был привлечен к работе в Чеpезвычайной следственной комиссии , которая была учеpеждена для расследования деятельности царских министров и сановников . Работа эта увлекла Блока , раскрыла перед ним «гигантскую помойку» самодержавия . На материалах допросов и показаний он написал документальную книгу «Последние дни императорской власти» . Зимой , весной и летом 1921 года состоялись последние триумфальные выступления Блока - с вдохновенной речью о Пушкине и с чтением своих стихов (в Петрограде и в Москве). В мае Блок почувствовал недомогание , вскоре перешедшее в тяжелую болезнь . Утром 7 августа он скончался . Александр Блок жил и творил на рубеже двух миров - в эпоху подготовки и осуществления октябрьской революции . Он был последним великим поэтом старой , дооктябрьской России , завершившим в своем творчестве поэтические искания всего XIX века . И вместе с тем его именем открывается первая , заглавная страница истории русской советской поэзии .


nastyomik: Родился 3 октября (21 сентября) 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии в зажиточной крестьянской семье. Его отец, Александр Никитич, вышел из крестьянского сословия, перебрался в Москву и стал приказчиком купца. Мать, Татьяна Федоровна Титова, также уходила в город на заработки. Воспитывал мальчика дед Федор Андреевич Титов. В 1904 г. Есенина отдали в Константиновское земское училище, которое он закончил в 1909-м с похвальным листом, а затем отправили в закрытую церковно-учительскую школу в большом торговом селе Спас-Клепики. Именно в школе появились первые поэтические опыты Есенина. После окончания школы в 1912 г. Есенин приехал в Москву. Работал в книжном магазине, затем поступил в типографию товарищества И. Сытина — это давало будущему поэту возможность читать различную литературу. В Москве Есенин посещал Суриковский литературно-музыкальный кружок, опекавший талантливых выходцев из народа, на собраниях которого читал свои стихи. С 1913 г. учился на историко-философском отделение Московского городского народного университета им. А. Шанявского. В этом же году Есенин вступил в гражданский брак с Анной Изрядновой, которая в конце 1914 г. родила сына Юрия. Первая публикация стихов Есенина появилась в начале 1914 г. в журнале «Мирок». Весной 1915 г. Есенин оставляет жену и сына и перебирается в Петроград, где, как он считал, было больше возможностей добиться признания. В Петрограде молодой поэт стремительно ворвался в литературную элиту: познакомился с А. Блоком, З. Гиппиус и Д. Мережковским, отправился в Царское Село к Ахматовой и Гумилеву, с рекомендательным письмом Блока поехал к С. Городецкому, познакомился с С. Клычковым, сам написал письмо, а затем осенью и познакомился с Н. Клюевым, который оказал большое влияние на раннее творчество Есенина. Для Есенина стали открыты литературные салоны, его стихи печатали «Северные записки», «Русская мысль», «Ежемесячный журнал». Есенин вошел в ориентированное на народность литературное объединение «Краса», у истоков которого стояли А. Ремизов и Н. Клюев. Вместе с Клюевым, одетые в рубахи и поддевки, обутые в смазные сапоги, они выступали на литературных вечерах и в салонах. В январе 1916 г. Есенина призвали на военную службу и прикомандировали к Царскосельскому военному госпиталю в качестве санитара. Вскоре после этого вышла первая книга стихов Есенина «Радуница» (в последствие переиздававшаяся в 1918 и в 1921 г.) А уже весной он был приглашен к императрице читать стихи. «Придворная» история поэта завершилась тем, что он благополучно избежал фронта и, судя по всему, «завязал очень важные связи», оказавшиеся столь некстати в дни революции. Есенин принимал участие в издаваемых Ивановым-Разумником альманахах «Скифы»(1917-1918), ориентированных на идею преображения России, которая имеет свой особый путь. Весной 1917 г. в редакции газеты «Дело народа» Есенин познакомился с молоденькой секретаршей Зинаидой Райх и 30 июля они обвенчались. Октябрьскую революцию Есенин принял безоговорочно. Как он сам писал в своей автобиографии: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». Меньше чем через год, в апреле 1918 г., Есенин расстается с З. Райх и перебирается в Москву, ставшую литературным центром России. В мае выходит в свет второй поэтический сборник Есенина «Голубень» со стихами 1915-1916 гг., в декабре поэт становится членом московского профессионального Союза писателей. В Москве же он знакомится с А. Мариенгофом и В. Шершеневичем. Результатом этого явилось создание «Ордена имажинистов», в который вошли также Рюрик Ивнев, Г. Якулов и Б. Эрдман. Есенин активно участвует в издаваемых «Орденом» коллективных сборниках, в организации имажинистского издательства и литературного кафе «Стойло Пегаса», торгует в принадлежащей имажинистам книжной лавке, пишет работу по теории искусства «Ключи Марии» (опубликована в 1920 г.) В период увлечения Есенина имажинизмом вышло несколько сборников стихов поэта — «Трерядница», «Исповедь хулигана» (оба — 1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), поэма «Пугачев». Не только Есенин имажинизму, но и имажинизм Есенину дал немало — как в образном плане, так и в отношении рифм и ритма. Осенью 1921 г. в мастерской Г. Якулова Есенин познакомился с известной американской танцовщицей Айседорой Дункан, которая в мае следующего года стала его женой. После свадьбы Есенин с Дункан уехали в Европу, а осенью прибыли в Америку. Возвратился поэт в Россию только в августе 1923 г. В газете «Известия» были опубликованы очерки Есенина об Америке «Железный Миргород». В августе 1924 г. творческие разногласия и личностные мотивы (ссора с Мариенгофом) побудили Есенина порвать с имажинизмом. Осенью плэт вновь отправляется в путешествие — в Закавказье. Впечатления от этой поездки отражены в сборнике стихов «Персидские мотивы» (1925). Последний год жизни Есенина (была еще одна неудачная женитьба — на внучке Л. Толстого Софье) прошел в болезнях, метаниях, пьянстве. 23 декабря 1925 г. он «сбежал» из Москвы в Ленинград, где остановился в № 5 гостиницы «Англетер» . Но северная столица не принесла успокоения. Вечером 27 декабря в есенинской папке уже лежало написанное кровью стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья...», а утром 28-го Есенина нашли повесившимся на трубе парового отопления...

nastyomik: Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко) — русский поэт. Родилась 11 июня (23 июня) 1889 года, Большой Фонтан, близ Одессы. Скончалась — 5 марта 1966 года, Домодедово, под Москвой. Анна Ахматова примыкала к акмеизму (сборники «Вечер», 1912, «Четки», 1914). Верность нравственным основам бытия, психология женского чувства, осмысление общенародных трагедий 20 века, сопряженное с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка в сборнике «Бег времени. Стихотворения. 1909-1965». Автобиографический цикл стихов «Реквием» (1935-40; опубликован 1987) о жертвах репрессий 1930-х годов. В «Поэме без героя» (1940-1965, полностью опубликована 1976) — воссоздание эпохи «серебряного века». Статьи об А. С. Пушкине. Семья. Детство. Учеба Предки Анны Ахматовой по линии матери, по семейному преданию, восходили к татарскому хану Ахмату (отсюда — псевдоним). Отец — инженер-механик на флоте, эпизодически занимался журналистикой. В детстве Ахматова жила в Царском Селе, где в 1903 познакомилась с Н. С. Гумилевым и стала постоянным адресатом его стихотворений. В 1905 после развода родителей переехала в Евпаторию. В 1906-07 училась в Фундуклеевской гимназии в Киеве, в 1908-10 — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов. Затем посещала женские историко-литературные курсы Н. П. Раева в Петербурге (нач. 1910-х гг.). Гумилев Весной 1910 после нескольких отказов Анна Ахматова согласилась стать женой Гумилева (в 1910-16 жила у него в Царском Селе, на лето выезжала в имение Гумилевых Слепнево в Тверской губернии); в медовый месяц совершила первое путешествие за границу, в Париж (вторично побывала там весной 1911), познакомилась с А. Модильяни, сделавшим с нее карандашные портретные наброски. Весной 1912 Гумилевы путешествовали по Италии; в сентябре родился их сын Лев (Л. Н. Гумилев). В 1918, разведясь с Гумилевым (фактически брак распался в 1914), Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта В. К. Шилейко. Первые публикации. Первые сборники. Успех Сочиняя стихи с 11 лет и печатаясь с 18 лет (первая публикация — в издававшемся Гумилевым в Париже журнале «Сириус», 1907), Ахматова впервые огласила свои опыты перед авторитетной аудиторией (Вячеслав Иванов, М. А. Кузмин) летом 1910. Отстаивая с самого начала семейной жизни духовную самостоятельность, Анна делает попытку напечататься без помощи Гумилева — осенью 1910 посылает стихи в «Русскую мысль» В. Я. Брюсову, спрашивая, стоит ли ей заниматься поэзией, затем отдает стихи в журналы «Gaudeamus», «Всеобщий журнал», «Аполлон», которые, в отличие от Брюсова, их публикуют. По возвращении Гумилева из африканской поездки (март 1911) Ахматова читает ему все сочиненное за зиму и впервые получает полное одобрение своим литературным опытам. С этого времени она становится профессиональным литератором. Вышедший год спустя ее сборник «Вечер» (с напутствием Кузмина) обрел весьма скорый успех. В том же 1912 участники недавно образованного «Цеха поэтов» (Ахматову избрали его секретарем) объявляют о возникновении поэтической школы акмеизма. Под знаком растущей столичной славы протекает жизнь Ахматовой в 1913: Анна выступает перед многолюдной аудиторией на Высших женских (Бестужевских) курсах, ее портреты пишут художники, к ней обращают стихотворные послания поэты (в т.ч. А. А. Блок, что породило легенду об их тайном романе). Возникают новые более или менее продолжительные интимные привязанности Ахматовой — к поэту и критику Н. В. Недоброво, к композитору А. С. Лурье и др. В 1914 выходит второй сборник Анны Ахматовой — «Четки» (переиздавался около 10 раз), принесший ей всероссийскую славу, породивший многочисленные подражания, утвердивший в литературном сознании понятие «ахматовской строки». Летом 1914 Ахматова пишет поэму «У самого моря», восходящую к детским переживаниям во время летних выездов в Херсонес под Севастополем. «Белая стая» С началом Первой мировой войны Анна Ахматова резко ограничивает свою публичную жизнь. В это время она страдает от туберкулеза, болезни, долго не отпускавшей ее. Углубленное чтение классики (А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Расин и др.) сказывается на ее поэтической манере, остропарадоксальный стиль беглых психологических зарисовок уступает место неоклассицистическим торжественным интонациям. Проницательная критика угадывает в ее сборнике «Белая стая» (1917) нарастающее «ощущение личной жизни как жизни национальной, исторической» (Б. М. Эйхенбаум). Инспирируя в ранних стихах атмосферу «загадки», ауру автобиографического контекста, Анна Ахматова вводит в высокую поэзию свободное «самовыражение» как стилевой принцип. Кажущаяся фрагментарность, разъятость, спонтанность лирического переживания все явственнее подчиняется сильному интегрирующему началу, что дало повод В. В. Маяковскому заметить: «Стихи Ахматовой монолитны и выдержат давление любого голоса, не дав трещины». Послереволюционные годы Первые послереволюционные годы в жизни Анны Ахматовой отмечены лишениями и полным отдалением от литературной среды, но осенью 1921 после смерти Блока, расстрела Гумилева она, расставшись с Шилейко, возвращается к активной деятельности — участвует в литературных вечерах, в работе писательских организаций, публикуется в периодике. В том же году выходят два ее сборника — «Подорожник» и «Anno Domini. MCMXXI». В 1922 на полтора десятка лет Ахматова соединяет свою судьбу с искусствоведом Н. Н. Пуниным. Годы молчания. «Реквием» В 1924 новые стихи Ахматовой публикуются в последний раз перед многолетним перерывом, после чего на ее имя наложен негласный запрет. В печати появляются только переводы (письма Рубенса, армянская поэзия), а также статья о «Сказке о золотом петушке» Пушкина. В 1935 арестованы ее сын Л. Гумилев и Пунин, но после письменного обращения Ахматовой к Сталину их освобождают. В 1937 НКВД готовит материалы для обвинения ее в контрреволюционной деятельности; в 1938 снова арестован сын Ахматовой. Облеченные в стихи переживания этих мучительных лет составили цикл «Реквием», который она два десятилетия не решалась зафиксировать на бумаге. В 1939 после полузаинтересованной реплики Сталина издательские инстанции предлагают Анне Ахматовой ряд публикаций. Выходит ее сборник «Из шести книг» (1940), включавший наряду с прошедшими строгий цензурный отбор старыми стихами и новые сочинения, возникшие после долгих лет молчания. Вскоре, однако, сборник подвергается идеологическому разносу и изымается из библиотек. Война. Эвакуация В первые месяцы Великой Отечественной войны Анна Ахматова пишет плакатные стихотворения (в последствие «Клятва», 1941, и «Мужество», 1942 стали всенародно известными). По распоряжению властей ее эвакуируют из Ленинграда до первой блокадной зимы, два с половиной года она проводит в Ташкенте. Пишет много стихов, работает над «Поэмой без героя» (1940-65) — барочно-усложненным эпосом о петербургских 1910-х гг. Постановление ЦК ВКП(б) 1946 года В 1945-46 Анна Ахматова навлекает на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского историка И. Берлина. Кремлевские власти делают Ахматову наряду с Михаилом Михайловичем Зощенко главным объектом партийной критики, направленное против них постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946) ужесточало идеологический диктат и контроль над советской интеллигенцией, введенной в заблуждение раскрепощающим духом всенародного единства во время войны. Снова возник запрет на публикации; исключение было сделано в 1950, когда Ахматова сымитировала верноподданнические чувства в своих стихах, написанных к юбилею Сталина в отчаянной попытке смягчить участь сына, в очередной раз подвергшегося заключению. Последние годы. «Бег времени» В последнее десятилетие жизни А. Ахматовой ее стихи постепенно, преодолевая сопротивление партийных бюрократов, боязливость редакторов, приходят к новому поколению читателей. В 1965 издан итоговый сборник «Бег времени». На закате дней Ахматовой было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина (1964) и звание почетного доктора Оксфордского университета (1965). Сам факт существования Анны Ахматовой был определяющим моментом в духовной жизни многих людей, а ее смерть означала обрыв последней живой связи с ушедшей эпохой. (Р. Д. Тименчик)



полная версия страницы