Форум » Культура » СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ » Ответить

СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Елена Громова: СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ С дальних берегов Печоры «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой, пробуждал...» А.С. Пушкин Прошло уже свыше двухсот лет со дня рождения Пушкина, но имя его, его поистине солнечная поэзия жива и по сей день, пользуется неослабевающим спросом. Прекрасное поэтическое слово помогает людям любить свою Родину, видеть и понимать красоту окружающего мира. Быть может, не в такой степени, как раньше, но немалое внимание уделяется произведениям Пушкина и в сегодняшних школах. А представители старших поколений выросли, буквально срослись с его сказками, с такими замечательными произведениями, как «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Полтава», «Дубровский», «Капитанская дочка», «Метель», «Руслан и Людмила» и другими. Так и помнятся уже 60–70-летним до сих пор мягкие, лирические строки: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась...» или «Сквозь волнистые туманы пробирается луна...» Бережно хранит народ память о великом поэте. Во многих городах созданы пушкинские музеи, установлены памятники. Кстати, первый памятник Александру Сергеевичу был сооружен не в Москве в 1880 году, как многие считают, а далеко за пределами николаевской России, в которой память поэта-свободолюбца была предана «высочайшему порицанию». А первый памятник украсил виллу проживавшей в Риме известной русской общественной деятельницы княгини Зинаиды Александровны Волконской. Пушкин при жизни посвятил ей стихотворение «Среди рассеянной Москвы». В Москве, где в конце 20-х годов жила Волконская, славился литературный салон, посещаемый Пушкиным, Вяземским, Жуковским, Чаадаевым и другими видными деятелями русской науки и культуры. Царские репрессии, начавшиеся в России после поражения восстания декабристов, непосредственно затронули и семью, и друзей Волконской. Памятник в римском саду представлял собою бело-мраморную стелу, поставленную, видимо, сразу же после гибели Пушкина, в виде плиты, верх которой украшен барельефным изображением орла – символа военного могущества Древнего Рима. На плите античного мрамора – имя поэта. Это была первая дань его памяти от имени той России, которую не сломил николаевский гнет и которая сохранила верность свободолюбивым идеалам декабризма. Первые поэтические строки А.С.Пушкина появились у него в 7–8 лет, а печататься он начал в 14: «Подумай обо всем и выбери любое. Быть славным – хорошо, спокойным – лучше вдвое...» Незадолго до смерти он напишет: «Пора, мой друг, пора, покоя сердце просит...» В.И.Даль, один из близких приятелей Пушкина, сам врач по образованию, провел у постели умирающего безотлучно двое суток. Он вспоминал: «Друзья, ближние молча окружили изголовье... Он вдруг проснулся, быстро раскрыл глаза, лицо его прояснилось и он внятно произнес: «Жизнь кончена. Тяжело дышать, давит». Это были его последние слова. Публикации о смерти Пушкина в официальной печати были запрещены. И только в «Литературных прибавлениях» к «Русскому инвалиду» все же появился некролог, помещенный В.Ф.Вяземским и написанный В.Ф.Одоевским: «Солнце нашей поэзии закатилось». Смерть Пушкина в России приняли как большое национальное горе. Тысячи людей приходили в квартиру на Мойке проститься с поэтом. Выстрел на Черной речке оборвал жизнь поэта более 170 лет назад. Но живет его нравственное завещание – его творчество. Национальное по сути своей, оно принадлежит всему человечеству. Думаю, что далеко не каждый знает о подвиге восьмерых героев, спасших могилу великого поэта, подробности о котором стали известны лишь спустя сорок лет. Злодейство немецких варваров в далеких сороковых было продуманно до мелочей, но их хитрости разгадали советские воины. Во время работ в зоне Святогорского монастыря капитан А.Казаков доложил, что подступы к монастырю, к могилам А.С.Пушкина и его родичей Ганнибалов заминированы. Более того, обнаружены противотанковые мины неизвестного образца. Разгадать их секрет минерам не удалось. Владимир Кононов (архангельский водник) и семеро таких же, как он, юных боевых товарищей-минеров, зная о грозной опасности, решили отнести смертоносный груз подальше от пушкинской могилы. Солдаты брали мины на руки, но... успевали сделать лишь несколько шагов. «Товарищи рассказывали, что Володя Кононов очень любил, прямо боготворил Пушкина. И это не дань моде, дескать, я, как все. Пушкин остается живым, близким и понятным миллионам людей прошлых времен. Только поняв это, можно понять величие свершенного подвига», – пишет в газете «Водный транспорт» А.Бычкова, которая около трех лет вела поиск данных о героях, спасших для человечества надгробие А.С.Пушкина. Невдалеке от беломраморного обелиска поэту у Святогорского монастыря –скромная могила восьмерых молодых солдат, разрядивших на своей груди вражеские мины. Старшие поколения поклоняются гению Пушкина, чтят его поэтический талант, его произведения и памятники. Однако я помню горькое письмо-признание Л.Акимовой, помещенное когда-то в «Неделе»: «Еще будучи подростком, гуляла я по парку города Чехова. Мама рассказала мне, что не так давно город Чехов (до 1954 года) был селом, которое называлось Лопасня. Вблизи Лопасни находилось имение Васильчиковых. Подведя меня к старому, полуразрушенному зданию, мама сказала: «Вот он дом, в котором жили Гончаровы. А около той церкви похоронены дети и внуки Пушкина». Прошли годы. Однажды я специально отправилась в чеховский парк и... чуть не заплакала. Парк не узнать. Он зарос бурьяном, многие пруды высохли, другие – покрылись слоем зеленой тины, исчезла синяя гладь. Старый дом еще больше обветшал. Разыскала могилы с прахом потомков А.С.Пушкина. Надписи на надгробиях едва-едва заметны. Вокруг запустение, территория не прибрана. Дети Пушкина были для П.П.Ланского (второго мужа Н.Гончаровой) родными, и дети Ланских всегда чтили память о Пушкине. Еще и поэтому небрежение к памяти семьи из Лопасни – это, если хотите, урок безнравственности». Можно себе представить, что там творится сейчас, в наше смутное время, когда нравственные ценности, сама нравственность свыше 15 лет уже на нулевой отметке. Достаточно сказать, особо не распространяясь, о почти полном исключении классиков (Пушкина частично) из школьной программы; о том, насколько опошлены имена чтимых народом известных поэтов и прозаиков, в том числе Пушкина, Лермонтова, Чехова, А.Н.Толстого и других выпуском таких многотиражных и низкопробных «шедевров», как «Стихи для взрослых», «Эротические пародии» на «Евгения Онегина», «Горе от ума» А.С.Грибоедова, басни И.А.Крылова... И все это кощунство связано с именем так называемого «пиита» И.С.Баркова – известного повесы, не вылезавшего из кабаков. Именно такие словоплеты, а не классики угодны новому режиму, новому времени с начала девяностых (может, и раньше) прошлого столетия и по сей день. И этого повесу, прожигавшего жизнь в кабаках, смеют называть вторым после... Пушкина! Вот что думает по данному поводу поэт Николай Доризо: «Для нравственного воспитания людей необходимо поддерживать в них духовную инициативу памяти. Память требует поступка. Когда в далекое дореволюционное время сооружался в Москве памятник Пушкину, он сооружался на деньги, собранные в народе. Не государство – мы сами ухаживаем за могилами матери, отца, своих родных. Дети, внуки, правнуки Пушкина – они не наша ли духовная родня? Думаю, что все от равнодушия – самой опасной, на мой взгляд, нравственной болезни. Атрофируя чувства, делающие человека человеком, атрофируя память, любовь и уважение к нашим отцам, дедам и прадедам (что вполне характерно для нынешней 20-летней действительности. – Н.Е.), равнодушие дает свои метастазы в разных областях духовной жизни». Золотые слова! Лучше, пожалуй, не сказать. Надежда ЕРЕМЕНКО. Печора. [11/06/2008] http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=3248

Ответов - 0



полная версия страницы