Форум » Статьи » Статьи » Ответить

Статьи

Елена Громова: Здесь выкладываем статьи

Ответов - 1

Елена Громова: Воспоминания о Волошинском фестивале. Записки аутсайдера Наконец-то, дошли руки до воспоминаний о Волошинском фестивале. Они для меня не слишком радостные - ведь я там явный аутсайдер. Вечно привыкшая жить не благодаря, а вопреки, я не из тех, кого приглашают на фестиваль по электронной почте, не из тех, кому организаторы подобных мероприятий пожимают руку. Но все же, когда два моих стихотворения оказались на странице Волошинского конкурса (http://www.poezia.ru/voloshinstihi5.php), меня неудержимо потянуло в Коктебель - окунуться в полынный воздух и соленые воды, послушать поэтов, которые съедутся на фестиваль. А получится себя показать или нет - я не знала, да и, в конце концов, надо и других посмотреть. Билетов на нужное число я не достала. Быстро приняла решение ехать в Коктебель другим путем - выехав на неделю пораньше в Сочи (билеты были), где я ни разу не была, за неделю посмотреть Российское черноморское побережье и затем - через Порт Кавказ на пароме рвануть в Крым. Я не пожалела об этом решении, тем более, что, будучи в Сочи, мне удалось съездить на экскурсию в Абхазию, и я полюбила эту землю почти так же, как Крым. Ну, да не об этом речь. Итак, 9 сентября я была уже в Коктебеле. Сняла комнатушку с тремя кроватями за 25 гривен в сутки. Тут выяснился неприятный сюрприз - в Коктебеле не осталось интернет-салонов. Тот, в который я ходила 2 года назад, когда была на 3-м фестивале, находится на территории турбазы "Приморье", куда вход сделали по специальным пропускам. А второй, возле автостанции, не работал. 10 числа надо было явиться на регистрацию. Думаю - зарегистрируюсь и поеду в Феодосию - зайти в интернет-салон и прогуляться по городу, который мне очень близок. Но, проходя мимо автостанции, я услышала, как водитель "Газели" кричал: "До Феодосии, одно место осталось". Я решила, что успею еще зарегистрироваться и поехала в город Айвазовского и Грина. Там, в частности, купила новый мобильник (мой старый сломался еще дома). Наконец-то с фотокамерой, о чем я давно мечтала. Примерно в 16-00 я вернулась в Коктебель и пошла на регистрацию. Там, помимо всего прочего, спросили, буду ли участвовать в турнире поэтов и в заплыве. Ответила "Да", хотя знаю, что плаваю отвратительно (кое-как научилась держаться на воде лишь два года назад). Во вторник, 11 сентября состоялось торжественное открытие фестиваля на площадке у Дома-музея Волошина. После чего вся компания двинулась в кафе "Богема". В Коктебеле теперь два кафе с таким названием. Мероприятия фестиваля проходили в новой "Богеме", на берегу моря. Заказать, правда, в этой кафешке я ничего не смогла - дешевле 10 гривен там вообще ничего не было, и порой было даже несколько мучительно испытывать голод среди этих аппетитных запахов. Ну да ладно, где наша не была! Приятным моментом было то, что мне все же дали почитать стихи (хотя и поставили в самый конец). 12 сентября состоялось объявление итогов конкурса (http://www.poezia.ru/voloshin.php). Я заранее знала, что мне ничего не "светит", но всегда считала, что побеждают не лучшие произведения. Например (чтобы не быть предвзятой, возьму номинацию, в которой я не участвовала), в номинации "Женский портрет" лучшее, на мой взгляд, стихотворение Виктора Коллегорского "АХМАТОВА" Внучка Пушкина, правнучка Данта, Слышу голос провидческий твой, Вознесенная чудом таланта Над Невой, над страной, над судьбой. …Лишь молчанья горчайшая мука, Залетейских отрава полей, Выпьет душу. Ни слова, ни звука Не забудется в песне твоей. удостоилось лишь дипломантского звания, хорошие стихи И.Лукшта "Японская ныряльщица", Японская ныряльщица, проснись, Тебя ждет море с каплями жемчужин, Подводных трав таинственная жизнь И розовые устрицы на ужин. Маслинки глаз открой же, не ленись. Уж солнца алый диск над чернью вод, Зелёнкой скал и грохотом прибоя Тебя к седому берегу зовёт, Где чаек крик, где небо заревое, И облак перламутровый плывёт. С.Овчаренко "Мадемуазель" Чуть уловимый аромат «Шанель», Скользящее движение муара… Сошедшую с картины Ренуара, Приветствую Вас, мадемуазель! Закат едва коснулся тёплых крыш, Ещё светло на набережной Сены… Прошу Вас, покажите мне весенний, Фиалковый, смеющийся Париж! Сначала – Севастопольский бульвар! Надеюсь, там уже цветут каштаны И мы увидим, как танцует танго Среди свечей душистых лунный шар? не были отмечены вообще, а лауреатом стала Л.Херсонская за стихи, погрязшие в бытовых подробностях. Не знаю, по каким критериям жюри оценивает стихи. Такое ощущение, что, чем более возвышенно стихотворение, тем меньше баллов за него дают, и современная поэзия должна быть похожа на тетку, найденную на вокзале, которая стремится в сортир ("Гладкую няню звали Петровна, ее нашли на вокзале.// У нее этап за спиною, сын в тюрьме и для сна скамейка. // - Мы тебе стол и кров, а ты нашей дочке няней, - Петровне сказали //худые родители из нищей советской семейки". Или - "Старуха вскинула голову и повернулась в профиль.//- Похожа? То-то же. Жила в огромной квартире. //В комнате паркет. На кухне и в ванной кафель. //Туалет был свой. Или вы думали можно в коммунальном сортире?") Мне лично больно наблюдать, что в современной поэзии совершенно не ценится ничего возвышенное. В "Богеме" в этот день не без удовольствия все слушали певицу Елену Фролову. Это хорошо, что на фестиваль приглашают певцов. 13 сентября я получила "холодный душ" на мастер-классе журнала "Октябрь". Записалась туда потому, что очень доверяла одному поэту (не буду его называть здесь), не ожидая от него такой беспощадности ко мне. Мне было сказано, что стихи мои банальны, тривиальны, в них нет ничего нового, а главное, поругали за романтизм. Хотя последнее для меня - они даже не представляют, какой комплимент. Ибо я своей творческой задачей ставлю Реставрацию Романтизма. Возможно, для меня будет непосильно переломить ситуацию и сделать так, чтобы в поэзию вернулись возвышенные чувства, но я хотя бы сделаю все, что от меня зависит, чтобы стихи были не о сортирах, а о более красивых вещах. В этот день я встретила свою хорошую знакомую, учительницу литературы Людмилу Владимировну из Павлограда, с которой познакомились два года назад там же, в Коктебеле. Это было приятным сюрпризом. К сожалению, она в этот раз приехала со своей подругой, которая не любит поэзию. Поэтому пришлось ее долго уговаривать послушать мероприятия фестиваля. В прошлый раз она ходила на все мероприятия, поддерживала меня морально и даже упросила организаторов взять меня на поэтические чтения в Керчь, а то я почему-то была в такой немилости, что меня брать не хотели. В этот раз был выезд в Саки, но, естественно, бедному аутсайдеру даже не предложили туда поехать. 14 сентября был поход в Дом-музей Волошина. Считаю глубоко положительным моментом эти экскурсии. Это действительно нужное дело, ибо может дать поэтам импульс для новых произведений. Экскурсии эти бывают интересными, с посещением тех комнат, куда обычно посетителей не водят. Вот за эти экскурсии хочется сказать спасибо. Правда, было у меня и огорчение. Организатор фестиваля, Андрей Коровин, придя в то утро к Дому, оказал знаки внимания всем женщинам-поэтессам, кроме меня. И я в очередной раз почувствовала себя изгоем. Это, конечно, было обидно. Не знаю, за что такая опала. В субботу, 15 сентября, состоялся турнир поэтов. Помню, два года назад турнир проходил более-менее нормально, был только один тур. В этот же раз снова сделали несправедливость - разбили турнир на 2 тура. В первом туре все записавшиеся должны были прочесть по одному стихотворению, и их оценивало "профессиональное жюри". И оно отбирало 10 человек для участия в турнире. То есть было заранее ясно, что выберут всех "своих в доску". И только во втором туре оценивали зрители. Интересно, было ли "профессиональное жюри", когда проходили турниры поэтов во времена Серебряного века? Вряд ли такое можно даже представить. В итоге на суд публики было отобрано только 8 авторов (10-го, видите ли, не смогли определить, а 9-й на турнир не явился). А может, зрителям больше понравился бы кто-нибудь из тех, кого отсеяли? Зрители выбрали поэта А.Анашкина (я сама ему ставила пятерки). Но... победителем была объявлена Ю.Лебедева, которая у зрителей не пользовалась особым успехом - опять же все решило "профессиональное жюри". Еще в этот день должен был состояться вечер Крымской поэзии. Я очень хотела послушать крымских авторов. Ибо мне кажется, что в то время, когда московская и питерская поэзия идут куда-то не туда, Крымская поэзия остается верна традициям. Но... и тут облом. Крымские авторы не приехали. Из них выступал только поэт из Симферополя Николай Ширяев (http://www.stihi.ru/author.html?koljashir), с которым мы очень мило побеседовали и обменялись буклетиками, а еще он мне подарил свою книгу. Я попросила его крымские стихи для публикации на сайте www.tavrida-liter.narod.ru , на котором собираю творчество о Крыме. И, наконец, наступил последний день фестиваля - 16 сентября. Встретил он холодной и пасмурной погодой. Утром небольшая компания собралась у Дома Поэта, чтобы идти на могилу М.А.Волошина. Немного было желающих, и всего 9 человек посетили могилу Максимилиана Александровича. Среди них был краснодонский поэт Александр Сигида (http://www.tisk.in.ua/sigida.htm), с которым познакомилась и разговорилась во время этого похода. На вершине горы Кучук-Енишар дул ужасный ветер, но участники восхождения были вознаграждены красивейшими видами на Коктебельскую бухту, Карадаг и мыс Хамелеон. Поскольку долго решали, будет заплыв или его заменят забегом, я в шутку предложила считать забегом этот поход. Это восхождение - тоже очень положительный момент. Но заплыв все же состоялся. Вода была холоднючая, поэтому многие записавшиеся отказались. В итоге поэтов и художников, участвовавших в нем, оказалось всего 6 человек. Я входила в воду с берега - прыгать с пирса было слишком мелко. Да и, откровенно говоря, не являюсь я мастером по прыжкам в воду. Я знала, что победить мне не удастся, тем более, что все остальные участники были мужчинами, а женщине, если только она не спортсменка, победить в такой ситуации весьма сложно. Тем более, как я писала выше, плаваю я плохо. Как и следовало ожидать, приплыла я последней. Даже послали было мужчину, чтобы меня "спасать" (от чего только?). Я его попросила не мешать. Условием заплыва было то, что рукопись надо иметь с собой. Догадалась пристегнуть ее булавкой к купальнику. Зачем-то придумали вылезание через пирс, а не через берег. Вот это было самое тяжелое - пирс покрылся скользкой тиной, ногам не во что упереться. Пришлось соглашаться на помощь мужчин. Дали полстакана коньяка внутрь, затем Ирина Барметова, главный редактор журнала "Октябрь", вручила мне комплект журналов. После этого все отправились в кафе "Богема" на закрытие фестиваля. По дороге встретила приехавшую в последний день Ирину Марокко (победителя фестиваля 2005 года, автора рассказа "Гурзуф" http://www.tavrida-liter.narod.ru/proza/gurzuf.htm). Явилась и моя хорошая знакомая Людмила Владимировна со своей подругой. Так мы вчетвером сидели за столиком. Мне опять дали выступить, но снова в самом конце. Впрочем, я знала, что есть люди, которые за меня болели. Не знаю, состоялось ли после официального закрытия еще и "неофициальное закрытие", ибо пошла собираться. Наутро мне предстояла поездка в любимый город - Ялту. Идя мимо вечернего моря, я остановилась на несколько минут, чтобы послушать пение прибоя. И в душу пробралось холодноватое ощущение - похоже, в Коктебеле я последний раз...



полная версия страницы